Версия для печати

О кодексе чести и оптимизме

19 августа 2012 года

Я молюсь и посылаю благодарение Богу за то, что Он поселил меня там, где поселил – в этой полосе рискованного земледелия, где белую зиму сменяет «зеленая зима». Зато у нас крайне редко бывают природные катастрофы. И эта благодарность Богу за то, что я живу именно здесь, заставляет меня изо дня в день обустраивать окружающее меня пространство. А это и место, где лежат мои близкие, и мой маленький садовый участок с посаженными мною розами, елкой и кедрами, и мой сайт, и мой любимый дом. Мне хочется обустраивать этот кусочек планеты!

Что случилось, что сталось с страной…

Теперь – немного о нашем социуме. Я познакомилась с мнением людей, которых считаю личностями, относительно суда над тремя девушками и вынесенного им приговора. Они высказались крайне негативно, но вместе с тем подчеркнули, что при этом они остаются законопослушными людьми. Так, Д.Л. Быков закончил свое выступление так: «Сидеть сложа руки я точно не собираюсь, но вступать в противоречия с действующим законодательством я не собираюсь тем более». И в этой связи я вспоминаю письмо А.С. Пушкина В. А. Жуковскому: «Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный, я храню его про самого себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости».

Да, мы входим в режим деспотии. Деспотия – не потому, что главой государства является диктатор, и кровью залита страна. Нет, этого нет. Но социум совершенно не защищает человека – ни в правовом, ни в образовательном, ни в здравоохранительном плане. Лично мне социум ничего не дает. Да я и сама  ничего не беру у социума! Я даже отказалась получать пенсию. Но каждый день своей жизни я стараюсь улучшить состояние своей территории. Улучшаю, как могу – и знаниями, и вложением сил, и использованием материальных возможностей.

Я хочу напомнить о четырех периодах в истории человечества. Первый – Древняя Греция. Да,  Зенона истолкли живьем в ступе, и тем не менее именно тогда были созданы на основе мысленного эксперимента бесценные научные модели. Модели, которые на долгие века осветили путь человечеству и в области философии, и в области естествознания.

Второй период пришелся на жизнь Омара Хайяма. Формирование парадигмы ислама завершилось, и умники были не нужны и даже опасны. Уже началась «игра в мяч». Омар Хайям был вынужден уехать из родного города в Бухару. К счастью, в 1074 году он оказался в Исфахане, где мог работать, ему покровительствовал Малик-шах и его главный визирь. И он построил астрономическую обсерваторию, а затем 18 лет руководил ею – вплоть до смерти султана Малик-шаха в 1092 году. Обсерваторию закрыли, ученых разогнали. И с этого времени он больше не был ни богат, ни защищен. Он стал нищим. Его знания и ум никому не были нужны. Уроки не давал, от его услуг отказались. Он уехал Мекку, а потом – в родной город Нишапур. Там над ним издевались, его травили. Омар Хайям преподает, лечит людей и пишет стихи:

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Ну, если разделить всё то, что он сделал за жизнь, на сто частей, то каждая из этих частей украсила бы жизнь любого гордого человека. А, может быть, даже не на сто частей надо было бы делить, а на тысячу. Но важно то, что в условиях деспотии и кровавых социальных разборок Омар Хайям сумел так выжить. Он оставил рубайят, десятки изобретений и философские трактаты, он создал великолепные исследования в области физики, математики и медицины.

Третий период – период репрессий и сильнейший консервативный откат после революционных волнений 1825 года. На престол взошел Николай I. Вот цитаты из книги «Крымская война» Е.В. Тарле о нем: «Гнусная, истинно варварская жестокость, с которой он расправлялся со всеми, в ком подозревал наличие сколько-нибудь самостоятельной мысли, палочная дисциплина в армии и вне армии, режим истинно жандармского удушения литературы и науки – вот чем характеризовался его режим. Ни русской истории, ни России вообще он не знал. Царь понятия не имел об истинном состоянии великой державы, которой обладал, и хотя знал о многих царивших в России вопиющих безобразиях и злоупотреблениях, но даже и не начал догадываться, до какой степени внутренний строй, который он считал своим долгом поддерживать самыми жестокими мерами, понижает боеспособность и внешнюю силу империи. Лишь к концу жизни его стало прямо удручать – моментами – неистовое казнокрадство, с которым он ровно ничего не мог поделать. … Его неосведомленность вредила ему неоднократно. Он вступил в жизнь, почти ничего не зная, и упрямо не хотел признавать самой необходимости ученья. «Мне нужны не умники, а верноподданные…Мне не нужно ученых голов, мне нужно верноподданных… Мне не нужно умных, а нужно послушных», – это он повторял неоднократно».

 «К. И. Арсеньев преподавал наследнику статистику. Раз читал он о народах, из которых составлена Россия. Показался император Николай... Услышав предмет чтения, он остановился и начал прислушиваться. Когда Арсеньев объяснял, что поляки, литовцы, прибалтийские немцы, финляндцы и другие племена по вере, языку, историческим преданиям, характеру и обычаям совершенно различествуют друг от друга и от русского народа (государь стал… приближаться), но все эти народы … так связаны между собою, что составляют одно целое. «А чем все это держится?» – спросил государь сына своего, быстро подойдя к нему. Наследник дал заученный ответ: «Самодержавием и законами». – «Законами? – сказал государь, – нет, самодержавием! – и вот чем, вот чем, вот чем!» – и при каждом повторении этих слов махал сжатым кулаком». Самодержавие для него означало: «держать ту норму закона и жизни, какую определяю Я».

В беседе с царем в 1826 году А.С. Пушкин сказал: «Я остаюсь законопослушным гражданином». И читал царю сцены из «Бориса Годунова». Но «Годунов» был напечатан только в 1831 году и до 1870 года был запрещен для представления на сцене. Он работал с архивами написал (и я считаю, что это недосягаемая вершина творчества) «Капитанскую дочку». Он осуществил блистательное исследование истории пугачевского бунта. А его проза, его поэзия… да это же подлинные бриллианты! Он успел! Вы подумайте, сколь стремительным и бурным должно было быть развитие человека в условиях деспотии, чтобы он столько всего сделал.

Четвертый – сталинский период. Но тут только руками разведешь. Как невероятно расцвели тогда наука, искусство, культура! Какие личности вызрели! Им помогали? Сомневаюсь. Сомневаюсь в том, что помогали Н.П. Бехтеревой, – так, само получилось, случайно. То же справедливо будет и по отношению к П.К. Анохину, к Н.М. Амосову, к грузинской школе психологов… А прорыв в области космических исследований?! Мне скажут: «Но все эти достижения были на костях». Да, на костях. Хотя для меня это выражение звучит весьма неоднозначно. Потому что мне, как научному работнику, абсолютно необходимо работать. Мне никто не платит за мою работу. Я не рассчитываю ни на медальку, ни на премию. Я даже не надеюсь на упоминание своего имени в каком-либо официозе. И тем не менее я не могу не работать! А нынешняя верхушка лишила работы миллионы образованных, подготовленных людей. Где эти люди сейчас? Что, скажете, эта нефть и газ, эти дворцы – не на их костях?

Человек, научная звезда которого мне светит, – А.Л. Чижевский отказался покинуть «шарашку» в Караганде, пока не закончил работу над книгой «Динамика движущейся крови». Я занимаюсь динамикой движущейся крови, об этом говорится в каждой моей Лекции. И не имеет никакого значения, что наши с А.Л. Чижевским научные взгляды расходятся. «Цель творчества – самоотдача…»

В условиях деспотии вызревают личности. Человек может действовать вопреки обстоятельствам. Сама жизнь развилась вдали от равновесия.  Мне глубоко антипатична позиция тех, кто говорит: «Если ты улучшаешь ситуацию внутри этого общества, тем самым ты укрепляешь нынешнюю власть». Нет! где достанешь – там и улучшай. Что сможешь – то и сделай. И постарайся кого-нибудь стоящего спасти или вырастить, или воспитать на этой земле. Но не предавай того дела, за которое взялся. Мы справимся!

О нравственной деградации человека, получившего бесконтрольную власть

19 декабря 1997 года

Россия почти восемь десятилетий была занята «строительством коммунизма». Каждый из нас по-своему оценивает опыт истории; все меньше очевидцев, все больше документов. Я родилась в период «культа личности» и многое помню сама. Хоть в моей семье никто не был репрессирован, я безоговорочно доверяю документам о преступлениях этого режима. Идея равенства увлекла многих достойных людей, они пошли на все, чтобы ее сделать явью. Но к власти пришли совсем иные люди. Или – стали иными? Но именно силой их безнравственности назначались «истины», а тех, кто был не согласен, ждала кара. Делили всем поровну, а делильщикам – больше. Всю страну превратили в оружейную мастерскую, чтобы насильем разрушить мир насилья…

О перерождении, о нравственной деградации человека, получившего бесконтрольную власть, бабушка в детстве рассказывала мне такую притчу (кажется, ее написал Азиз Несин).

Учитель и власть

В давние времена в одном городе дела пошли из рук вон плохо. И отцы города собрались для того, чтобы выбрать нового мэра: прежний проворовался, завел гарем и забросил все дела. Кого же выбрать? Беда была в том, что все достойные люди уже побывали на этом посту, обнаружив себя казнокрадами, развратниками и совершенно бездарными управителями. Они перебирали кандидатуру за кандидатурой, а в городе между тем совсем расстроились канализация и водопровод, пришли в упадок ремесла, началась эпидемия вирусного гепатита и возросла детская смертность. Нужно было что-то решать. И вдруг кто-то вспомнил, что на окраине города живет учитель. Радостное возбуждение охватило присутствующих: да-да, это достойный и мудрый человек, нужно пригласить его на пост мэра!

Делегация застала учителя в саду в окружении учеников: с помощью маленького телескопа они разглядывали пятна на Солнце. Учитель, явно раздосадованный тем, что его оторвали от занятий, отказался в резкой и категорической форме: «Я доволен тем, что имею. Большего мне не надо. Прощайте!» И вернулся к ученикам, почтительно ожидавшим поодаль.

И снова отцы города ломали головы, но уже над другой проблемой: как заставить учителя принять их предложение. Подкупить? – он не примет денег. Как его обхитрить? И наконец один из них вскочил: «Эврика! Придумал!..»

Новое посольство сообщило учителю, что в случае его отказа они вынуждены будут поставить мэром А., а все давно знают, какое это ничтожество. Дела в городе и так плохи, а уже гонцы доносят, что соседи начали военные приготовления. «Все узнают, Учитель, что ты отказался и станут винить тебя в загубленной чести и пролитой крови. Принимай решение!»

Теперь пришла пора задуматься Учителю. Он собрал учеников, всю ночь длилось обсуждение, и наутро они подготовили программу восстановления города. Но Учитель поставил условие: он будет жить так, как живет сейчас, и никто не посмеет его хвалить. Условие было принято безоговорочно.

И люди возрадовались! Были восстановлены канализация и водопровод, выстроены больница, библиотека, школа и университет, расцвели ремесла и искусства, люди стали законопослушными и дети чтили родителей. Мэра все любили, но никто не видел. Он жил в своем домике, до полудня занимался науками, а потом – городскими заботами. Его никто не смел хвалить.

Но как же здесь продвинешься и сделаешь карьеру? И подхалимы стали восхвалять его скромность. Вначале он пресекал подобные речи, а потом за большими делами перестал замечать. Как-то после вечернего приема остался во дворце, и уже не вернулся в свой домик. Ученики ткнулись было во дворец, но их оттуда погнали. А карьеристы стали возносить мэра за достижения и говорить, как его любит народ. И вправду, царило всеобщее ликование, когда его проносили по улицам. Потом неожиданно для себя мэр наградил того, кто хвалил его пуще других. Потом наказал того, кто НЕ хвалил. Потом запустил руку в городскую казну, завел гарем… Прошло совсем немного времени, и отцы города собрались, чтобы выбрать нового мэра...

Подполье и мягкое кресло

Моя любимая школьная учительница Софья Семеновна двадцать лет была коммунистом в Румынии, в подполье. Там они и встретились с Борисом Израилевичем и полюбили друг друга. Я дружила с нею двенадцать лет – Юпитер успел сделать один круг. Ее унес сердечный приступ, в руках остались листки выпускного сочинения… Я приехала к ней как-то с ее любимым киевским тортом. Она ела его большой ложкой, вздыхая: «Ох, как бы похудеть!» Я с самонадеянной важностью стала рассказывать об известных мне диетах… А она перемигнулась с мужем: «Расскажем ей, Боренька? Тогда начинай ты первый!» И я, глупая и надменная аспирантка, узнала, как они голодали в тюрьме в знак протеста: арестовали невинных людей. Она голодала 18, а он – 22 дня, причем, последнюю неделю – всухую, без воды… А ее сестра голодала 45 дней, ее спасти не удалось. К ним в маленький домик, где мы рисовали стенгазету, приехал сам Чаушеску (Первый секретарь компартии Румынии) со свитой – бывший их друг. И Софья Семеновна сказала мне тогда: «Коммунисты в подполье и коммунисты в мягких креслах – разные люди». Она не села в кресло. Могла, но не села!

Я тогда еще узнала, что цели человека, Бога и природы меркли и отступали перед целью «освобождения человечества». От кого, от чего? Эта цель выражена в строках, которые невозможно назвать поэтическими:

«Вставай, проклятьем заклейменный…
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы свой, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем!»

Вам не страшно, дорогой Читатель? Вот сеятель, он опускает зерно в землю и радуется, когда оно взойдет. Он укрывает попоной лошадь, чтобы она не простудилась, наливает кошке молоко… Он – ничто? Вот сапожник, как он подтачивает нож, чтобы сделать выкройку на сапоги! Он знает, как сделать сапоги «со скрипом», а как – детские ботиночки. Он – ничто? Вот целитель. К нему придет плачущая мать, он поправит головку ребенка, скажет слово со властью, и тот уже не закатывается по ночам. Он знает травы, он копает корни, а ведь это – труд золотоискателя! Он – ничто? Мать, молящаяся о здоровье всех детей на свете, она – ничто?

Никто, ничто – это тот, кто хочет всего, а не имеет ничего. Почему не имеет? Не желает прилагать усилия души. Душа, не включенная в заботу, в добрый и нужный труд, становится сухой и скукоженной, ее легко увлечь миражом и подчинить насилию. И эти «никто» овладели моей Россией! Господи! Что было у самых истоков: «Насилие – повивальная бабка истории…» А потом экономику перестроили под войну, города превратили в военные заводы, а Храмы взорвали. Я была в городах земли Вологодской – в церквах запустение, там склад, гарнизон или валенки делают, тут – тучи голубей влетают сквозь выбитые окна… Какие книги сожгли – Пушкина, Библию и русские сказки! Север загадили атомными взрывами и ядерными отбросами, землю расковыряли в поисках урана (а потом добывали его открытым способом), а потом – в поисках нефти и газа, мальчиков прогоняли через «дедовщину» в армии, а многих одаренных и честных либо сразу расстреляли, либо сгноили в лагерях, либо растлили…

На крыльях знания

Каждый из нас, взрослея, начинает понимать, какого качества может быть жизнь и сколько сил она требует от человека. Я выросла в коммунальной квартире без отца. Провалившись в институт, я пошла работать санитаркой. Главврач, принимая меня на работу, сказала: «Что ж, не всем иметь высшее образование…» Она жила в доме на территории санатории на всем готовом и вела себя как самодурка-помещица. Ее слова меня ударили хлыстом. Я поклялась себе, что буду учиться и выйду из этого подземелья.

Знание! Не умея молиться Богу, я молилась знанию. Выйду, выйду, улечу на крыльях знания! И с той поры я возделываю свой сад. Теперь уже – с молитвой. Только узнаю о каком-то дивном чуде, а оно уже в моем саду цветет и плодоносит. Полью теплой водой с удобрением, поцелую, поставлю подпорку. Сорву листок, поблагодарю: «Спасибо! Беру один, два вырастут». Закручу серебряную спираль в саду Знания, друзей соберу, плоды раздам. За новую книгу возьмусь… Это качество жизни требует здоровья, высокого духа и готовности действовать без поощрения извне. Что ж, я принимаю условия уважения к Природе и Жизни. Не брошу свое дело, доведу до конца. А потом буду молить о новой задаче. Но я не вернусь в коммуналку! Не пойду в кабалу! Не желаю жить без Бога!

Оценка Наталии Бехтеревой

Мне очень важно мнение людей, которые своей плодотворной и безупречно нравственной жизнью заслужили право на то, чтобы их позиция была учтена при объективной оценке эпохи. Передо мной – книга (титулы, заслуги) Наталии Бехтеревой «Сквозь тернии – к звездам». Вот что она пишет о десятилетиях, прошедших после 1917 года:

«... народ и интеллигенция в том числе, проглатывали и кровавый террор революции для будущего блага; уничтожение миллионов крестьян, интеллигенции, талантливых военных, разумных экономистов, рабочей элиты – для блага? Думаю, что для блага популяции разрушения – тех, кто при любой власти ничего не создаст и за неимением таланта, ну хоть способностей создавать ищет виновных, идет за всяким внешне привлекательным, а по существу, античеловеческим лозунгом. Эта популяция есть в любой стране, в любом народе, только место ее в жизни общества меняется; ее используют, когда надо, а дальше разными путями освобождаются от нее. Но как по биологическим законам нельзя, к счастью, не уничтожив все человечество, уничтожить потенциальную возможность появления талантов и гениев, так, к сожалению, обстоит дело и с этой разрушающей порослью. Она счастлива короткое время уничтожения созидателей и продажи «награбленного», а затем как бы исчезает, уходит в подполье... но изменилось что – и вот она уже ждет нового лозунга, лидера... Власть для блага народа (который не был ни интеллигенцией, ни крестьянами, ни военными, ни даже рабочими – я имею в виду рабочую элиту, а не популяцию уничтожителей, кому все перечисленные мешали пробиться) во все смутные времена – власть для власти. Первое в борьбе за любую власть – сама власть. А программа может сохраниться ли измениться – вплоть до 180 градусов».

Нам нужно перечесть свою историю. Мы тогда осознаем, сколь велики наши возможности. Нам говорили «вожди»: пропадете без нас… Не пропадем! Россиянин никогда не жил бездуховно, без уважения к Богу и к Жизни. У нас великий язык. У нас Александр Пушкин. У нас великая философия. У нас Николай Бердяев. У нас великое Православие. У нас великая наука: Иван Павлов, Наталья Бехтерева, Александр Чижевский. У нас великая территория. У нас великий генотип. Россия не пропадет!

Основа оптимизма

Нам пора, наконец, понять, что иметь – это не сладко есть, мягко спать и наслаждаться бесконечным отдыхом, а выращивать, отвечать, заботиться, развивать и сохранять. Поэтому я говорю тем, кто приходит ко мне: стань имущим! Вот тебе здоровье, владей им! Береги его, отслеживай, спасай и развивай! Ты постепенно осознаешь себя КЕМ, ты научишься уважать другого, иное, не такое, как ты… Ты научишься удерживать биополе, решишь проблему своих биогенераторов и задумаешься о биополе территории, сообщества леса или страны. Ты научишься посылать Богу свою любовь и просить Его помочь всему сущему, и что-то делать Ему в помощь.

А когда прервется мое дыхание, может быть, меня возьмут на службу в Круговую Поруку Добра. Марина Цветаева привела строки безвестной монахини Новодевичьего монастыря (XIX в.) как лучшее, что написано на русском языке:

Где бы сердце вам жить ни велело –
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте свободно и смело
Все сокровища вашей души.

Я прошу: не скудейте душою,
Коль придет испытаний пора.
Человечество живо одною
Круговою Порукой Добра.

О высоких понятиях

Круговая Порука Добра для меня – это реально существующая духовная структура. Ее контролирует Бог. Она наделена способностью обрабатывать информацию, создавать и реализовывать планы. Ее цели – сохранность нравственности, языка и территории. Она придана России.

Природа для меня – это совокупность естественно существующих неравновесных систем, управляемая Великим Разумом или Богом. Каждая из систем включает материальные и идеальные структуры и наделена своим разумом. Во мне крепнет убеждение: теория управления едина. Все системы (Галактика, Солнце, ноосфера, социум, сообщество или организм – управляются собственным разумом и контролируются Разумом Природы.

Информация о системах записана в Библиотеку Природы. В Библиотеке есть раздел «Нормы», где хранятся значения нормы и устойчивых состояний для каждого типа систем. В разделе «Модели» – объективные модели систем Мира. В разделе «Программы» находятся эффективные стратегии и алгоритмы. Круговая Порука Добра

Устойчивость для небесного тела обеспечивается центральным вращением, регулирующими поверхностными вихревыми потоками и взаимодействием с иными телами. Живая же система развивается, по меткому выражению Ильи Пригожина, вдали от равновесия. Она включена внутрь вложенных систем-оболочек (в каждой – свои источники неравновесности и слабые точки!) и обретает устойчивость благодаря своему контуру управления. Контур – это энергоинформационный комплекс живой системы, включающий структуру управления, память, цели и средства достижения цели. Живой разум решает проблему выбора типа адаптационного поведения в слабой точке: связь, объединение, изоляция, преобразование среды или перестройка своей структуры. Свобода системы – в ее способности и возможности создавать и реализовывать разумные целевые адаптационные планы в переменной среде обитания. Но человек может связаться с Богом! Прерывая все оболочки, он может напрямую связаться с Круговой порукой Добра! И для доброго дела помощь всегда будет.

Цель системы – образ ее потребного будущего (ОПБ) и мотивация к достижению; иными словами, цель – актуализированный ОПБ. Это осознание того, что данное состояние структуры системы имеет недостатки или не имеет необходимых возможностей; представление о состоянии, свободном от недостатков или обладающем новыми достоинствами, которых нет в исходном состоянии; и стремление к переходу в лучшее состояние. Но стремление к «лучшему состоянию» может быть приложено и к большой структуре, и к отдельной вложенной оболочке, наделенной властью. Истинно верующему в выборе цели помогает Бог.

Средства достижения цели – это информационные возможности, память, программы и отлаженные технологии, источники информации и энергии; стоки (для сброса ненужных структур).

Результат зависит от плана, выбранного режима и информации. Разум живой системы с помощью средств приема и анализа информации может в точке выбора сформировать свою оперативную память (ОП). В ОП разум системы хранит оценки нормы, оперативные модели среды и собственной структуры. В Библиотеке Природы разум может запросить модели Мира и систем, нормы, осуществить поиск оптимальной рабочей стратегии среди алгоритмов и программ, которые в других системах в разное время привели к выигрышу в подобной ситуации. Разум оценивает ситуацию в живой системе – на оценку влияет состояние самой системы управления (степень сохранности материальной структуры, память, опыт, связи). Затем разум проводит моделирование; в зависимости от результатов он вырабатывает план и выбирает режим самоуправления. Есть режимы нормальной нагрузки (все оставить, как было), развития (ситуация благоприятная, можно усилить слабые места), свертки и стресса. Пакеты действующих программ, источники и стоки приписаны к различным режимам и зависят от оперативной оценки ситуации. Ох, как сложно… Господи, помоги разобраться!

На главную

Версия для печати
разработка сайтов новосибирск
создание сайта Новосибирск
продвижение сайта Новосибирск

Пожалуйста, поддержите нас в каталоге медицинских сайтов!
Голосовать!


Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС! Каталог медицинских ресурсов Находится в каталоге Апорт UralOnline - информационный портал Rambler's Top100