Версия для печати

Философия

ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ АМВРОСИЙ

(из моей книги «Целитель и норма», 2000 год)

Старец Амвросий (при крещении Александр) родился в 1812 году, в год освобождения России, на пике славы и ликования русского народа. Много жизни дал ему Бог; он рос веселым, понятливым и очень живым ребенком. Он воспитывался в строго религиозной среде, и, когда пришла пора, был определен в духовное училище, а потом и в семинарию. Служил домашним учителем, затем поступил наставником в Липецкое духовное училище. Случилось так, что он тяжело заболел, надежды на выздоровление почти не было, и Александр дал обет уйти в монастырь, если поправится. По выздоровлении он не забыл своего обета, но еще четыре года откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Он все не решался порвать с миром, тем более, что был человеком жизнерадостным, общительным, остроумным – душою общества.

Но чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Они проявлялись в острой грусти и слезах. Он лечился пламенной молитвой Божией Матери. Однажды, стоя на берегу ручья, он явственно расслышал в журчанье воды: «Хвалите Бога, любите Бога...» Тогда созрела его решимость удалиться в монастырь. Тайно от всех, не испросив даже разрешения своего епархиального начальства, Александр уехал в Оптину пустынь. Там он был ласково принят старцем Львом (иеросхимонахом, основателем и вдохновителем оптинского старчества). Старец Лев стал его духовником; он настроил жизнь Александра на евангельскую любовь и смирение, на самоотверженное служение Богу и ближним. Целый год Александр трудился в трапезной, переписывал святоотческие книги.

В возрасте тридцати лет он принял постриг и был наречен Амвросием. А еще через три года он принял рукоположение в иеромонахи. Для этого ему пришлось поехать в Калугу; был сильный холод, и Амвросий, изнуренный длительным постом, жестоко простудился и заболел. С тех пор до конца жизни он так и не был здоров. На него была возложена работа по переводу и подготовке к изданию святоотеческих книг. Он перевел на русский язык «Лествицу» Иоанна, игумена Синайской горы. Этот период жизни стал для старца Амвросия (было ему тогда 34 года) самым благоприятным для постижения высшего искусства – искусства разумной молитвы. Суть этого искусства проясняется из слов Иоанна Лествичника, определившего молитву как «пребывание и соединение человека с Богом, ибо кто соединился с Богом и пребывает в Нем, тот … уже спасен». Но счастье Амвросия в том, что он был со своим народом. В день к нему приходило по 30–40 писем, посетителей бывало по несколько сотен человек. И никто не уходил неутешенным... Наставник, Утешитель, Учитель.

К старцу Амвросию потек людской поток. Не было сколь-нибудь значимой звезды на небосклоне России, не посетившей Оптиной пустыни. К нему приезжали за советом и для беседы Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин... Но Амвросий не делал разницы между бедною крестьянкою и именитым гостем. С каждым он говорил мудро и живо, толково и весело. Люди находили в нем то, что искали. Каждый, уходя от него, видел над головою Солнце. «С утра и до вечера к нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которыми он в минуты беседы жил. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъясняя его и давая ответ. Но в продолжении десяти-пятнадцати минут беседы решался не один вопрос: в это время преподобный вмещал в своем сердце всего человека – со всем его миром, внутренним и внешним. Из слов его и указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, все, что ему дорого… Слово старца было со властью, основанной на близости Богу, давшего ему всезнанье».

Л. Н. Толстой, после беседы с отцом Амвросием, радостно сказал: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

В. В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Несмотря на слабость телесную, дух его был живым и мощным; лечил он людей одним прикосновением, а иногда и взглядом. Множество свидетелей рассказывают о чудесных исцелениях и спасительных явлениях людям (наяву или во сне) в их трудный час. Ел он не более трехлетнего ребенка. Уже не поднимаясь с ложа, он проводил молитвы, утренние и вечерние, разговаривал с посетителями, диктовал… всего он говорил по двенадцати часов; к вечеру голос переходил в шепот… Но речь его была по-прежнему мудра и точна, свободна, остроумна и весела.

– Батюшка, научите, как жить… «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда дело наше будет верно, а иначе выйдет скверно». Или: «Надо жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». – А врагам? «Кто твой главный враг? Ты сам. А ты попробуй жить так, как колесо вертится. Оно только одной точкой касается земли, а остальными тянется к небу. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем. К небу тянись, вперед смотри и на месте не стой».

Старец поучал народ с юмором, народными же пословицами и поговорками. Советы его, мудрые и серьезные, легко усваивались и запоминались. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». «Отчего человек плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Не нужно думать, что люди приходили обязательно с болезнями или вопросами «быть или не быть?» Купцы спрашивали, стоит ли ехать в город N за товаром, помещику он посоветовал купить имение, родителям – на ком женить детей, молодым девицам – кому под венец, а кому – в монастырь; птичнице объяснил, как кормить индюшек, чтобы они неслись… Он сразу все знал, давая точные советы из высокой нравственной души своей.

Писатель Евгений Погожев (Поселянин) написал: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли».

А. Крестинский, вспоминая о Старце, пишет: «… в его поведении было как бы полуюродство. У нас на Руси юродивых почитают за святых, ищут в их поведении и словах скрытый смысл. Юродивый не такой, как все – вроде дурачка… Старец осознанно применял… в своих отношениях с людьми кое-какие повадки, на первый взгляд странные: если кому-то что-то предсказывал, то в шутливом тоне, так, что люди смеялись. Смеялись – и уходили от него со светом в душе. Никогда не жаловался; напротив, вел себя так, будто был здоровее других: вечно шутил, смеялся, подтрунивал над всеми. С простыми людьми держался запросто, даже грубовато, но никто на него не обижался, потому что шло это от сердца».

Лечил он души от уныния. При этом глубокую мудрость вкладывал в безыскусные слова. «Уныние бывает от тщеславия, когда не по-нашему делается, другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось, и от непосильного рвения – трудов, понуждения, желаний». «Разум духовный достигается смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей».

На вопрос, как молиться, он ответил словами евангелиста Матфея: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

«Причина неверия – любление земной славы, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, славы же от Единаго Бога не имуще. (Как можно верить, не считаясь с судом и похвалой Божиими, предпочитая им славу мирскую?) А зависть и злоба, и ненависть происходят от гордости и от неимения любви к ближним. Врачевство же против сих страстей: во-первых – смиренное и искреннее сознание своей немощи перед Богом; во-вторых – Евангельское понуждение не действовать по влечению сих страстей, а делать противное им; третье врачевство – искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачевство – смиренное испрашивание помощи Божией псаломскими словами: Господи! от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою или раба Твоего. Испрашивать же помощи Божией не сомневаясь, а веруя, что невозможное у людей – возможно от Бога. Пятое врачевство – самоукорение, т.е. во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других: что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой и достойны мы, попущением Божьим, за наше нерадение, за наше возношение и за грехи наши прежние и новые».

…Скончался преподобный старец Амвросий 10 октября 1891 года. На отпевание съехалось огромное количество людей. Многочисленные свидетели утверждают, что от тела Амвросия распространялось благоухание, как от свежего меда. Вся осень была сухая, грозящая неурожаем. Но в тот день погода переменилась, пошел дождь. По раскисшей дороге от Шамордина (где Старец жил последние месяцы) до Оптиной пустыни гроб несли на руках – монахи, сестры монастыря, миряне… Когда проходили мимо окрестных сел, процессию встречали священники с иконами и хоругвями. Селяне присоединялись к шествию. Под проливным дождем зажженные свечи в руках людей не гасли. За гробом старца шли более тысячи человек.

На надгробии высечены слова: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу; всем бых вся». Для всех был всем. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Его мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Нигде в мире, кроме России, не было явления старчества. Уходили полные сил люди в пустошь, в пустынь: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские Старцы. Молиться Богу, замаливать грехи человеческие. А народ – за ними! Ему, народу, в белокаменных церквах ангельскими голосами хор поет, иконы, одна другой краше, со стен глядят. А он – туда, где – чистый, мудрый, бескорыстный и причастный к Небу советчик. Облеченный властью, данной ему не князем мира, а Богом и людьми. И наша Православная церковь не пошла по пути Запада; она избежала кровавого раскола, у нас не было инквизиции. Может быть, в том заслуга Православных Святых?

23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского, всея России чудотворца.

МОЛИТВА ПОСЛЕДНИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день, дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Твоя!

Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами! Во всех случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой!

Научи меня разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая и не смущая! Прости меня за то, что я обижаюсь на своих близких и обижаю их, не ведая о том. Прости их за то, что обижаются на меня и обижают меня, не ведая о том.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события! Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать! Аминь.

Комментарий к молитве Оптинских старцев

МОЛИТЬСЯ. Монахи приучали себя к повседневной молитве. Нужно уметь молиться всегда: и дома, и в пути, и во время богослужения. Находясь в Храме, мы частенько не можем сосредоточиться, бываем рассеяны… мы грешим за молитвой – или разговариваем, или осуждаем кого-то. Молитва – это центр всей нашей духовной жизни. Молитва – это высшее творчество человека.

НАДЕЯТЬСЯ. Человеку трудно жить без надежды. Господь иногда не сразу исполняет наши молитвенные просьбы. И жить в отчаянии, в разочаровании – очень тяжело. А если мы научились молиться, то мы обретаем надежду на Бога. Живя этой надеждой, мы будем счастливыми. И тогда не покусимся на свою жизнь, не видя иного исхода, и не пожелаем зла ближним своим.

ВЕРИТЬ. Вера, избавляя человека от страха и суеты, способна решить все его проблемы … любому человеку следует обращаться к Богу, чтобы Господь укрепил в его сердце это чувство.

ЛЮБИТЬ. Любовь – понятие многозначное: это любовь супругов, детей и родителей... Истинная любовь всегда связана с исполнением воли Божьей… она терпелива, милосердна, не завистлива, не горда, не ищет своего... Такая любовь исходит от Бога – она вечна; тогда как любовь ко всему суетному преходяща: она иссякает, когда достигается вожделенная цель.

ТЕРПЕТЬ. Терпение есть умение достойно переносить жизненные невзгоды; оно укрепляет и шлифует душу человеческую.

ПРОЩАТЬ. Осуждающий человек вовлекается во мрак злословия и гнева, прощающий устремляется к Свету и Спасению.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

МОЛИТВА ОТЧЕ НАШ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

На главную

Версия для печати
разработка сайтов новосибирск
создание сайта Новосибирск
продвижение сайта Новосибирск
Пожалуйста, поддержите нас в каталоге медицинских сайтов!
Голосовать!


Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС! Каталог медицинских ресурсов Находится в каталоге Апорт UralOnline - информационный портал Rambler's Top100