Версия для печати

Болезни легких

Чинилка «Легкое дыхание»

(Из книги «Сам себе целитель», 1999)

У Саши вирусный бронхит

Мне приходится иногда работать чуть больше, чем обычно. Как правило, – это дни приема и занятий с группой. И я давно убедилась, что восстановить силы в состоянии утомления, перегрузки или опасности быстрее и надежнее всего помогают волевые задержки дыхания. Они делают кровь кислой, повышая тем самым активность ферментов, отвечающих за очистку организма и обеспечение его энергией. Кроме того, улучшается снабжение клетки кислородом – да, да – именно «кислая» кровь легко отдает клетке кислород, а клетка хорошо его использует. Трудно?.. Пословица гласит: «Если у вас нет трудностей, купите их за большие деньги...»

Сашеньке было два года, когда в августе 1987 года в Алма-Ате у него начался изматывающий кашель (вирусный бронхит). Врачи «скорой» не знали, что делать. Они говорили: «Подождем, подождем, сейчас пройдет». Больше часа ребенок захлебывался в кашле, его тельце содрогалось, я носила его на руках, пытаясь успокоить. А они бездействовали. Мы летели в самолете, и малышонок на руках моих, под руками моими синел от кашля.

Санечку вылечила омский врач фониатр Людмила Михайловна Доронина своими изумительными процедурами для уха, горла и носа. Он выздоровел, но заболела я. С астматическим бронхитом я пришла на кафедру пропедевтики Омского медицинского института к пульмонологам. Меня внимательно осмотрели, прослушали чудовищные хрипы в груди и... сказали, что никогда с подобным не встречались. Они посоветовали делать антибиотики по 1 млн трижды в день. Я сама делала уколы в мышцу бедра, и у меня обе ноги были в синяках, но эффект – ноль. Зато я не пропустила ни одной тренировки – кашель стихал только при хорошей нагрузке и уменьшении глубины дыхания. Это и помогло. Через полгода я уже сама вела группы по методу Бутейко и останавливала подобные приступы мгновенно – меньше чем за минуту. В зал «Целителя» иногда приезжают очень больные люди, и мне приходится оказывать им неотложную помощь – первым делом я зажимаю им рот и нос, чтобы закислить кровь. А сейчас в нашем «Целителе» многие обучились поверхностному дыханию.

Скорая помощь в автобусе

Мария Васильевна останавливала приступы в автобусе много раз! Вот ее рассказ. «Веду себя стандартно, для меня это штатная ситуация. Одна девочка мне сказала, что у нее астма. А на другую я еще до приступа обратила внимание – она дышала с присвистыванием и открытым ртом. Только успела подумать: астматоидный бронхит, как тут все и началось. Я бросилась к ней, села рядом, одной рукой крепко зажала ей нос и рот (закислить кровь), а другой надавила на солнечное сплетение (увеличить объем циркулирующей крови). Она начала вырываться сразу, но я отпустила не раньше, чем через двадцать секунд. Пассажиры сначала возмутились: «Что вы ее душите?!!» А потом женщина сзади говорит: «Я – врач. Чем я могу Вам помочь?» В это время мы с девочкой сжимали-разжимали руки «выше эполета», дышала она спокойно и уже поняла, что надо делать. Я в ответ: «Да где же вы, врач, были раньше, когда ребенок рядом корчился?» «А я не знаю этого метода. По какому методу вы работаете?» «По Васильевой!»

Я учила детей с астмой, бронхитом, пневмонией, аллергией, псориазом поверхностному дыханию. Обычно метод Бутейко требует больших волевых усилий для увеличения паузы хотя бы в два раза по сравнению с исходной. Мы же вначале освоили саморегуляцию, и за одно занятие мои 8–11-летние ребята научились расслабляться и концентрироваться, а потом без малейших напряжений за 4–5 занятий достигали пауз в 4–6 минут. Они поняли, как задать себе программу, чтобы она по-настоящему заработала. Мы их обследовали в Омском диагностическом центре – все показатели были в норме, только кровь «кислее», чем обычно. Я долго следила за ними – здоровы, не простуживаются даже!

Мне говорили, что я подобрала талантливых детей с повышенной способностью к саморегуляции и воздействовала на них энергичным внушением. Ничего подобного! Дети приходили «с улицы» и вливались в уже работающую группу, где был добрый, сильный и красивый мальчик Женя, который мог спокойно, с улыбкой не дышать 6 минут. Новенький хотел быть рядом с Женей, держался за него во время паузы, делал те же упражнения и быстро догонял его. Женя радовался этому!

Задержки дыхания

Их можно делать после выдоха, лучше всего, в ванной – сколько малыш продержится под водой, как дельфин. Саша в ванной начинает с пятнадцати секунд, за полчаса почти непрерывных погружений доходит до минуты. Наблюдаю придирчиво и регулярно – не вредит. В реке он проныривает метров двадцать пять.

Техника проста. Очень важно сесть ровно, выпрямить спину, макушкой постараться достать до потолка и слегка закинуть плечи назад. Где бы вы ни были, начинайте: выдохнули, и не дышите, сколько можете, и еще полстолька, и еще четверть столька... Все, уже невмоготу? Погладьте солнечное сплетение, несколько раз втяните и выпятите живот, поднимите глаза к небу. Видите, еще протянули секунд десять – пятнадцать! А теперь начинайте «пыхтеть», выпуская понемножку остаток воздуха в легких – примерно, раз в секунду: «Пп!.. Пп!.. Пп!.. Пп!.. Пп!..» Это еще прибавит вам несколько секунд. (РИС 38……..)Хватит, можно дышать, только «ШМЕЛЕМ»! А мой «шестиминутник» Женя всегда собирался в комочек, и мог не дышать долго-долго. Попробуйте, может быть, Вам подойдет такая поза? (рис 102……..) После длительной задержки трудно удержаться от глубоких вдохов, а они могут нейтрализовать пользу от задержки. Переход к дыханию типа «ШМЕЛЬ» поможет вам всего за десять-пятнадцать секунд снять приступ любой боли, перенести стрессовую ситуацию без потерь, но основное его предназначение – компенсация неудержимого желания глубоко дышать после задержки дыхания.

«Шмель»

Давайте попробуем дышать так, как летает шмель! Он тяжелый, пушистый и полосатый, живет долго и летает быстро. Совсем маленькие крылышки поднимают его в воздух только потому, что очень быстро колеблются. Можно перейти на дыхание с мелкими (как взмахи крыльев у шмеля) и быстрыми вдохами-выдохами. Так мы дышим, настраиваясь на запах цветка, «принюхиваемся» к нему. Поднесите ладонь тыльной стороной близко к носу, представьте, что на коже – любимые духи. Понюхайте, не толкая воздухом руку. Легче, быстрее! Особенно «ШМЕЛЬ» помогает не раздышаться, а плавно перейти к поверхностному дыханию после глубокой паузы. Достаточно 5–10 секунд, и это, казалось бы, неуправляемое, инстинктивное желание дышать глубоко пройдет. На самом деле оно будет управляться не страхом, как раньше, а спокойной волей. Вы успокоитесь и начнете дышать поверхностно. Научит вас этому затаивание. Много даст легкое дыхание! В загазованном городе, в стрессе, в переполненном автобусе или во время гриппа лучше дышать потише, ослабляя связь с внешней неблагополучной средой...

Эта тренировка позволит сделать кровь чуть более кислой за счет того, что углекислота не вымывается из организма глубоким дыханием. Ведь мудрая Природа постановила: там, глубоко в паренхиме легких, поддерживается концентрация углекислоты более 6%, а в воздухе – всего 0,033%! Подумайте, как легко мы можем растратить углекислый газ, если будем дышать глубоко! Может ослабиться иммунная система, может начаться аллергия и даже астма. Наоборот, при переходе к легкому дыханию организм быстро справится с аллергией и воспалительными процессами, ребенок перестанет потеть и кашлять, станет сильнее. Если носик не дышит из-за насморка (ринита), можно поначалу так же тихо дышать ртом. Но очень скоро носик «откроется».

Затаивание

Можно выполнять в любом состоянии – лежа, стоя, сидя, во время ходьбы. Научитесь сами и научите малыша дышать тихонько. Поиграйте с ним в игру, создайте воображаемую реальность. Представьте, что вы – в разведке, вам очень важно узнать военную тайну и не выдать себя. Или – ныряете за сокровищами к затонувшей каравелле: воздуха в акваланге хватит надолго, если тихо дышать...

Придумайте ситуации, когда нужно затаиться, играйте вместе с ребенком. Следите, чтобы он вдыхал носиком во время еды и сна, при разговоре. Чтобы уменьшить амплитуду вдоха, вечером уложите малыша на живот, на спинку – сложенное вчетверо полотенце, сверху поставьте банку с теплой водой. Сколько воды? Пусть он определит сам – придерживая трехлитровую банку, наливайте в нее из чайника, пока не услышите: хватит! Сядьте рядом, почитайте ему или поговорите о чем-нибудь хорошем. Мы Саше в три года наливали в банку почти три литра. А на улице говорили: «Закрой ротик, трамвай заедет!» Он отлично понимал, что мы шутим, но рот закрывал. Вот уж десять лет, как он дышит легко.

Нос задышал!

Марине было 11 лет, когда она пришла в мою самую первую группу дыхательной гимнастики. Ее начальная контрольная пауза была 15 сек. С рождения она дышала ртом, из носа постоянно текло, простуды, приступы кашля, стало побаливать сердце. Тренироваться она начала неистово, прячась от старших в ванне. Мама и бабушка были обеспокоены этой страстью к тренировкам, но я обратила их внимание на результаты девочки: контрольная пауза 80 секунд, нос дышит, сердце не болит. «Но она занимается дыханием по три часа в день!» – воскликнула бабушка. «Радуйтесь!», – был мой ответ.

Марине очень помогла горячая картошка «в мундире», которую она быстро катала по лбу, носу, горлу, ушам, а потом разрезала и прижимала одну половинку ко лбу, а другую – к крыльям носа. За день она использовала 3–4 картошки, каждый раз потом скармливая ее птичкам. На лоб сразу после картошки Марина надевала шерстяную повязку. Она несколько раз в день высасывала шлаки, «жуя масло», и пила древесный уголь – это помогло ей избежать «ломки».

Прошло шесть лет, и мы встретились с Мариной. Учится в музыкальном училище, нос открыт с той поры, здорова, спокойна. Дышит всегда поверхностно, иногда проверяет себя, делая задержку и «Шмель». Пауза – на уровне 60–70 сек. Я ей подарила свою книжку, и мы долго говорили о музыке.

Медитация

При рождении у человека очень сильные связи с Космосом. И поэтому лучшее, что можно сделать в слабой точке жизни, – это перенестись в детство. Некоторые говорят: «Не хочу я в свое детство, оно было плохое». Не правда. Не все оно было плохое. Там обязательно было замечательно кислое зеленое краденое яблоко, там был футбол, когда вам удалось врезать по мячу и забить решающий гол, там было кино и мороженное, новое шуршащее платье, была «пятерка», да, наконец, просто что-нибудь очень вкусное. Мне подарили обертку от шоколада. Это был запах тайны и другого мира, где люди запросто едят ЭТО. Теперь я дарю конфеты, других угощаю, но сама никогда не ем шоколад...

Вспомните яркую радостную картинку из детства и отправляйтесь туда, где пламенеет ярко-оранжевый закат, струится голубая вода, влетает в ворота звонкий мяч, порхают бабочки с длинными бархатными хвостиками. Возьмите с собой дорогих людей. Зажгите на поляне огромный костер из сухих листьев и веток, а когда он наберет силу, бросайте в огонь все боли, обиды, страхи, болезни, несправедливость, горечь и нужду, сглаз и порчу. Очистите свое детство от следов травм души и тела! У вас получится: ваши каналы постепенно откроются, укрепят вас и поддержат в трудную минуту.

Золото испанской каравеллы

У меня было несколько групп детей в детских садах. В наших тренировках были лечебная гимнастика и медитация, аутотренинг и, конечно же, дыхательные упражнения. Когда случилось землетрясение в Спитаке, я сказала ребятам: «Много домов разрушено, дети остались без крова, и многие ранены. Нужно им помочь. Мы отправимся туда, где затонула испанская каравелла, на ее борту был огромный груз золота. Каждый из вас получит акваланг, но воздуха в нем мало. Если хотите подольше продержаться под водой и поднять больше золота для пострадавших детей, дышите как можно тише. Ценности, которые мы поднимем, спасут армянских детей, мы им построим новый дом». Надо было видеть, с какой серьезностью и ответственностью они «ныряли», почти не дыша! Как спешили погрузить в вертолет ВСЕ поднятое золото! Как были рады!..

Том и Джерри

Ко мне приехали дальние родственники с очень запущенным семилетним Андрюшей. Они жили на самой южной заставе, и малыш с рождения не был здоров ни одного дня. Ночью его заливало потом. Вялый, с астматическим кашлем и насморком, он ничего не хотел. Он плохо ел, плохо спал, вяло разговаривал, рот его был всегда приоткрыт. Свечи мы сделали сразу. А потом закутали в компресс, уложили на диван, поставили на живот трехлитровую банку с водой, на лбу укрепили мешочек с солью: «Держи!» – и включили мультфильм «Том и Джерри». Он полежал минут десять, а потом попросил убрать банку и мешочек со лба. «Хорошо», – сказала я, выключила мультфильм, сняла банку с живота и отвязала соль. «Нет-нет, мультик оставьте!» – заорал Андрей. «Не получится, – ответила я, – у нас все только вместе». «Ну, ладно, включайте вместе», – нехотя согласился мальчик. И пролежал так часов пять. Я несколько раз предлагала убрать банку, но он в ответ крепко прижимал ее к животу. Джерри обыгрывал Тома в самых безнадежных ситуациях! А потом появился веселый кролик, а потом... короче, в доме больше десяти больших кассет с мультфильмами. В первую же ночь он перестал потеть. Насморк исчез на второй день. Одышка «кончилась» к третьему дню. Уезжал он здоровым человеком, который может подтянуться и держать ноги «пистолетом» минуту. На это ушла всего одна неделя.

На главную


Версия для печати
разработка сайтов новосибирск
создание сайта Новосибирск
продвижение сайта Новосибирск

Пожалуйста, поддержите нас в каталоге медицинских сайтов!
Голосовать!


Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС! Каталог медицинских ресурсов Находится в каталоге Апорт UralOnline - информационный портал Rambler's Top100