Версия для печати

Философия

О ФИЛОСОФИИ Н. БЕРДЯЕВА

О вере

О вере говорят богословы, философы и психологи. Долго нас учили тому, что вера – и дитя, и мать невежества. Это не так. Вера может быть конструктивной и плодотворной, когда она опирается на добровольно принятый человеком нравственный императив Бога, знание, связи с людьми, Природой и Разумом. Вера дает мне независимость от технологического молоха. «Ты – ноль, – твердят служители молоха, – без нас ты пропадешь! Иди, плати, мы тебя просветим и прооперируем, мы сюда поставлены, у нас дипломы, ты сама ничего не знаешь и не можешь!» А вот знаю и могу, – отвечаю я им. Со мною – Бог! С Богом я все знаю и могу!

Если веруешь в Бога и не теряешь дружбы с Природой, видя в ней божественный промысел, можно обрести знание, связи с Миром и умения; можно сделать верный выбор и поставить нужную цель. Остается поверить в то, что цель достижима, сконцентрировать силы и двигаться к цели в объединении с Миром.

Вера – движитель и фундамент оптимизма, мотивации и нравственности. Вера – признание нравственных божественных аксиом. Я верую, что есть пространства Разума, Речи и Природы; Бог существует как главная Разумная сущность и, вместе с тем, Он присутствует в природных сущностях; Он всемогущ, добр и нуждается в нас; Природа разумна и требует уважения к себе.

Я верю, что у меня хватит сил для веры, нравственного выбора и действия сейчас и в будущем; что Разум и Природа помогут мне лишь в добром деле при условии моей высокой нравственности; что друзья мне верны, и мы никогда не подведем друг друга.

Я верую, что существует Круговая Порука Добра – духовный эгрегор (соборность), созданный подвижниками, хранящий человечество и помогающий ему в пути; что знание, переданное человеку, возродит у него уважение к Природе и благоговение перед Жизнью; что путь объединения на основе уважения к Природе спасет человечество; что культура России поднимется; народные традиции уважения к сущему возродятся; у людей появятся вера, уважение к Слову и мотивация к объединению; найденное нами знание будет освоено россиянами с большой пользой для Мира; что каждый человек может стать САМ СЕБЕ ЦЕЛИТЕЛЕМ!

Пассажир «философского парохода»

Особенную поддержку мой оптимизм находит в трудах Н.А. Бердяева. Осенью 1922 года его выслали на «философском пароходе» из Петербурга в Германию в составе большой группы писателей, ученых и общественных деятелей России. Пассажирами стали те, кто честь имели, видели дальше, понимали больше. Они отказались отринуть Бога и принять лжерелигию коммунизма. Они не были врагами своей страны. На чужбине они продолжили создание российской философии и российской культуры. Н.А. Бердяев был нравственным, духовным и мудрым. Философ, на чужбине он всегда оставался с Богом и Россией и заложил основы будущего мировоззрения человечества. Вот его мысли.

Тезисы будущего мировоззрения человечества

«Человек есть существо, целиком зависимое от природы и общества, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо, духовно независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода. Бог есть моя свобода и достоинство духовного существа. (…) Бог есть сила освобождающая, просветляющая и преобразующая, а не карающая, распределяющая возмездия и насилующая.

(...) Чистая человечность кажется среднему человеку чуждой, далекой и недоступной. Чистая человечность божественна, желанна Богу. Сущность христианства и величайшая его новизна была в раскрытии человечности Бога, в преодолении пропасти между Богом и человеком. Все, что в христианстве и даже в Евангелиях противоположно этой божественной человечности, есть экзотерическое, для внешнего употребления, приспособленное к падшей человеческой природе. Но педагогика, годная для одной эпохи, может оказаться негодной и вредной для другой. Человечество вступило в возраст, когда в религии элемент устрашающий и грозящий жестокими карами оказывается лишь на руку воинствующему безбожию. (...) Будьте человечны в одну из самых бесчеловечных эпох мировой истории, храните образ человека, он есть образ Божий. Низкое мнение о людях, которое очень питается нашей эпохой, не может пошатнуть моего высокого мнения о Божьей идее человека» (Самопознание).

«Свобода. Русская идея христианской свободы очень отличается от того, как она выявлена в мысли протестантской. Христианская свобода на почве православия не есть борьба за право индивидуума, защищающегося и разграничивающегося с другими индивидуумами. Свобода есть не право, а обязанность христианства. Не человек требует от Бога свободы, а Бог требует от человека свободы от сатанинских соблазнов технологического общества ради божественного нравственного закона.

Свобода есть бремя и тягота, которую нужно нести во имя высшего достоинства человека. Бог принимает только свободных духом, он не принимает рабского поклонения. У протестантов остался внешний авторитет Писания. Для русской религиозной мысли Слово Божье есть внутренняя жизнь христианина. Человечество не может уже позволить себе более легкой и менее ответственной жизни в необходимости, в принуждении, не может уже возложить на авторитет решение основных задач жизни. Мы вступаем в эпоху, когда от человека будут требовать безмерно большего, на себя он сам должен будет возлагать бремя свободы.

Соборность есть внутреннее духовное сообщество народа, стоящее вне государственности и церковности, общество таинственное, состоящее из живых и умерших, облагодатствованное Духом Святым, соединенное любовью, совершенно свободное, не знающее принуждений и внешнего авторитета.

Божественное в природе. Человек есть образ и подобие Божие. Но и в космосе, и во всем природном мире есть божественное начало. Западная христианская мысль и механицизм XIX века обезбожили космос (наука ХХ века усугубила противоречие)… Лишь русскому сознанию раскрывается душа мира в его премудрости и доброте. Это – третье начало, не Творец и не тварь, а божественное в природе, божественный космос. И осознать это начало означало бы приять нравственный императив почтения ко всему сущему как опору душе и естественной деятельности» (Подробнее читайте О характере русской религиозной мысли XIX века)

...Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции. … Политическое освобождение возможно лишь в связи с духовным и культурным возрождением и на его основе... (Подробнее читайте об интеллигенции)

На главную

Версия для печати
разработка сайтов новосибирск
создание сайта Новосибирск
продвижение сайта Новосибирск
Пожалуйста, поддержите нас в каталоге медицинских сайтов!
Голосовать!


Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС! Каталог медицинских ресурсов Находится в каталоге Апорт UralOnline - информационный портал Rambler's Top100